31 июля 2016 года
Pokemon GO стала центральным феноменом этого лета, а то и нескольких лет. Миллионные скачивания, колоссальная аудитория, ощутимые биржевые колебания компании-опекуна (сначала капитализация Nintendo выросла вдвое, а потом упала на 13% — люди узнали, что игру сделала другая фирма). О Pokemon GO говорят каждый день, и говорят все: от обитателей сообщества "Подслушано Липецк" до пресс-секретаря президента РФ и олимпийского чемпиона Евгения Кафельникова.
Между тем, чем сильнее хайп вокруг игры, тем больше скандалов. Американский пастор заподозрил покемонов в помощи террористам из ИГИЛ (запрещено в России). Злоумышленники заманивают игроков Pokemon GO в тёмные места, а там отбирают телефоны (запрещено повсеместно, но грабителям это не мешает). Несколько пользователей, погнавшись за покемонами, попали в неприятные истории (глупость не запрещена нигде, а зря). Но главное — Pokemon GO обвиняют в нарушении частной жизни: приложение "пеленгует" ваше местоположение и заставляет включать камеру. Так авторы игры якобы получают доступ к личным данным, которые могут попасть в чужие руки, вплоть до всяческих спецслужб, и не только страны пребывания. Мы собрали несколько претензий интернет-сообщества к Pokemon GO — от возможного шпионажа до связи создателей игры с ЦРУ.
В чём обвиняют игру?
Стоит вам зайти в Pokemon GO, как игра мгновенно считает ваше местоположение. Затем попросит включить камеру — и пока вы будете ловить Пикачу, в кадре побывает ваша квартира, офис или окрестный двор. Всё это, в теории, может куда-то попасть — смартфон без спроса отправит фотографии или видео с места событий, обнажая ваше личное пространство. Но и сами пользователи не стесняются скриншотить долгожданную поимку, попутно закидывая в кадр собственные гениталии.
И если терабайты снимков чужих квартир, пожалуй, никому особо не нужны, то некоторые вещи могут заинтересовать. Например, расположение военной базы. Солдаты — такие же люди, как и мы с вами, и тоже могут захотеть пополнить коллекцию Джиглипуфом, который случайно окажется посреди режимного объекта. Военный достанет смартфон, активирует камеру, GPS заработает, Джиглипуф прыгнет в покебол, а куда прыгнут несколько мегабайт засекреченных данных — кто его знает. Даже цифромыльное фото может оказаться полезнее снимков со спутника.
Pokemon GO следит за нами?
Подобными подозрениями в интервью РИА "Новости" поделился экс-сотрудник ФСБ Александр Михайлов: "Представьте себе, что подобный "зверёк" появляется не в каком-нибудь парке, а на секретном объекте, где срочник или другой военнослужащий берёт и фотографирует его камерой. По собственному желанию и без всякого принуждения, вербовки. Это же идеальная схема сбора данных для спецслужб. И ведь никто не обратит внимания, увлечение-то модное".
Впрочем, Михайлов не считает, что к разработке игры приложили руку силовые структуры Запада — согласно мнению ветерана ФСБ, спецслужбы могут просто воспользоваться ситуацией. Возможно, Михайлов поменял мнение, если бы знал, что в запутанной истории становления Pokemon GO есть след… ЦРУ.
Причины для подозрений
Этот приятный мужчина — Джон Ханке, руководитель Niantic Labs, студии-создателя Pokemon GO. В 1996 году Ханке получил степень MBA в бизнес-школе им. Уолтера Хааса, где с другом разработал ММO-игру Meridian 59. Спустя пару лет после выпуска Ханке основал Keyhole Inc. Компания занималась визуализацией картографических данных — база данных из спутниковых и аэрофотографий "лепилась" в одну 3D-модель. Виртуальную Землю можно было вращать, а карту приближать так, что были видны улицы. Неудивительно, что в 2004 году контору купил Google, наработки Keyhole легли в основу Google Earth, а сам Ханке получил высокую должность в гео-подразделении компании. Но прославиться Keyhole успела ещё до слияния с поисковым гигантом. В 2003 году многие западные СМИ (CNN, ABC, CBS), освещая события в военном Багдаде, использовали трёхмерные карты Keyhole — 13 лет назад такое было сложно себе представить.
Keyhole оказался удачным стартапом, но любому начинанию нужен стартовый капитал. Как писала в 2004 году Wall Street Journal, на стыке XX и XXI века в Keyhole вложились Sony, NVIDIA... и In-Q-Tel — венчурный некоммерческий фонд, финансируемый ЦРУ. Известно, что In-Q-Tel создали в 1999 году — ЦРУ тогда обвиняли в технологической отсталости и бюрократических дрязгах. Венчурный фонд должен был исправить положение, привлекая к работе IT-компании, которые бы решали специфические задачи, направленные на усиление безопасности США. Стоит отметить, что за всё время существования In-Q-Tel было проспонсировано около сотни компаний технологической направленности; кроме того, In-Q-Tel инвестировал в несколько контор совместно с Samsung и Intel.
Keyhole со своими картографическими данными, очевидно, входила в список интересов In-Q-Tel, но компания Джона Ханке получила контракт только в 2003 году, когда находилась на грани банкротства, сообщает Pando.com. Причём, по данным того же издания, Keyhole проспонсировало не только ЦРУ, но и Национальное картографическое агентство (NIMA). Спустя несколько недель после инвестиции NIMA заявила, что будет использовать технологии Keyhole для военных миссий в Ираке.
Google купил Keyhole примерно через год после чудесного спасения компании американскими спецслужбами. Неизвестно, шли ли в комплекте со сделкой дополнительные соглашения с ЦРУ, а если и шли, то в какой форме, и как на это реагировал Google. В любом случае, в плане неразглашения частных данных репутация у Google неважная — три года назад The Guardian опубликовала расследование, из которого выходило, что в течение семи лет ведущие IT-компании (включая Google) "сливали" данные о пользователях по первой просьбе ФБР. И, конечно, длительное сотрудничество Niantic Lab (сейчас компания формально независима) с Google только даёт новую пищу для слухов и пересудов.
Стоит ли бояться?
Если на секунду забыть, что руководство Niantic, возможно, работало на западные спецслужбы, станет отчетливо ясно: сама по себе Pokemon GO не опаснее Skype, Instagram, Snapchat и еще десятка приложений, которые требуют доступ к камере и микрофону. В информационном мире в принципе не может быть никакой анонимности — при любом выходе в Интернет ваше "железо" уже шлёт какие-то данные непонятно кому и куда. Прямо сейчас на вас смотрит объектив, и быть уверенным, что он ничего не снимает, вы можете, лишь заклеив его или выковыряв из корпуса гаджета. Даже телевизоры LG сливали данные о просматриваемом контенте.
Pokemon GO потенциально способна вторгнуться в вашу личную жизнь, но отказавшись от приложения, вы её не защитите. Для этого вам нужно замазать все камеры, обрезать все микрофоны, обложиться анонимайзерами, а ещё лучше выкинуть смартфон (не забываем, кому принадлежит Android) и уйти жить в пещеру. Всё по заветам Марка Цукерберга. Если какой-то из этих пунктов вам неподвластен — расслабьтесь.
Солдатам, агентам ФСБ и работникам режимных объектов, впрочем, покемонов лучше не ловить — как минимум, вас не поймёт начальство. Впрочем, и у Кремля лучше этим не баловаться, даром, что приглашают.
Илья Божко
|