17 февраля 2016 года
Эксперименты с электромагнитным орудием, оно же railgun, продолжаются уже довольно давно. Разгоняющая цельнометаллический снаряд без какого-либо участия взрывчатых веществ установка позволяет последнему развить скорость, семикратно превышающую скорость звука. Таким образом оперативность и дальность поражения цели при помощи рельсотрона превосходят аналогичные показатели у серийных крылатых ракет в разы. А об экономии на снарядах (простая металлическая болванка против напичканного электроникой сложного комплекса) и вовсе говорить не приходится. Так вот, судя по имеющейся информации, ВМС США решили сократить программу наземных испытаний такого рода вооружения и перейти к непосредственному вводу рельсотронов в строй как одной из штатных систем эсминцев класса Zumwalt.
Внимание! Если ты пацифист до мозга костей (как и я сам), рекомендую обратиться сразу ко второй ее части во избежание подгорания стула, как это отображено на заглавной иллюстрации. Остальные же могут смело знакомиться с этой несколько атипичной для keddr-а статьей целиком. И не говори потом, что я не предупреждал!
Концепция эффективного боеспособного орудия, работающего по принципу рельсотрона на текущем этапе развития науки и техники подразумевает относительно крупные габариты самой установки и существенные затраты энергии на каждый залп. Создать что-либо меньшего размера, способного демонстрировать удовлетворительные ТТХ, пока что не удалось. А потому изначальными орудийными платформами для railgun-ов были избраны корабли ВМС и корпуса морской пехоты США в частности. Первыми “обнову” должны получить новейшие эсминцы класса Zumwalt. Как наиболее мобильные и универсальные боевые единицы. Именно эти корабли традиционно применяются как автономно, так и в составе крупных флотских соединений. Включая эскорт авианесущих групп. Первым в очереди на собственный рельсотрон отмечен USS “Линдон Джонсон”. Эпохальное событие должно состояться в 2018 году. Коснется ли такой апгрейд всех кораблей серии – пока неизвестно.
Так чем же рельсотрон столь примечателен? Во-первых такая установка, как уже упоминалось выше, способна кардинально сократить затраты на каждый залп и уничтоженный объект, исключив во множестве случаев необходимость применения ракет и прочих дорогостоящих видов высокоточного оружия. Определенные сомнения в поражающем эффекте снарядов рельсотрона у некоторых вызывала их цельнометаллическая, исключающая какие-либо взрывчатые вещества структура. Однако не следует забывать о том, с какой скоростью такой снаряд движется в атмосфере. Нагрев от трения о воздух в совокупности со скоростью столкновения с целью приводит к эффекту, полностью аналогичному падению метеорита. Мощный взрыв и поражение широкой номенклатуры даже серьезно укрепленных позиций гарантирован. Летящий со скоростью ~2.3 км/с раскаленный кусок металла – это не игрушки.
В рамках ряда стратегических программ по перевооружению именно рельсотроны в сочетании с боевыми лазерами обязаны заменить традиционные виды на флоте. А их дальнейшее совершенствование неизбежно приведет к миниатюризации и возможности оснащения такого рода установками наземных и воздушных подразделений. А освободившиеся средства из военного бюджета смогут наконец направить на перспективные научно-исследовательские программы, в том числе и двойного назначения.
Однако оставим военное применение рельсотрона за скобками. Нас интересуют его мирные возможности. Первым в очереди на конверсионное применение военных разработок стоит транспорт. Железнодорожный состав, будучи заключенным в замкнутый туннель и единоразово получивший импульс от рельсотрона, способен развить во-истину недостижимые ранее скорости. Трение о воздух и, как следствие, нагрев поверхности можно исключить путем организации вакуума в туннеле. Контакт с рельсами так же можно оставить в прошлом, “пересадив” такой состав на магнитную подушку. Трансконтинентальные наземные вояжи с гиперзвуковой скоростью перестанут быть научной фантастикой.
Ну и, пожалуй, самый очевидный способ применения рельсотронов – запуски космических аппаратов. Такая стартовая установка вполне способна придать кораблю-“снаряду” скорость, даже превышающую необходимую для преодоления земной гравитации “первую космическую”. Ракеты-носители с их химическими твердо- и жидкотопливными двигателями, имеют все шансы раз и навсегда остаться в прошлом.
Да, эти и многие другие возможности гражданского применения перспективной технологии требует решения еще массы инженерных задач. Но, тем не менее, 21-й век вполне может оказаться эпохой транспортной революции. Мне лично по крайней мере этого бы очень хотелось. В той же мере, как не хочется и наблюдать последствия даже единичных применений railgun-а в войне. До скорого!
Андрей Москалец
|