18 сентября 2015 года
На этой неделе депутаты от КПРФ внесли в Госдуму законопроект, который запрещает государственным телеканалам и радиостанциям "злоупотреблять эфиром". Парламентарии предлагают штрафовать их на сумму до миллиона рублей, если доля иностранной музыки превышает 25 процентов. Автор инициативы Иван Никитчук одинаково далек от музыкального и медийного бизнеса: он первый заместитель главы думского комитета по природным ресурсам. Несмотря на это, депутат поделился с "Лентой.ру" своими соображениями о пагубном влиянии иностранной музыки на российский мозг и о принципах работы жюри шоу "Голос".
"Лента.ру": Чего вы добиваетесь?
Никитчук: Мы ведь с вами в России живем, да? И у нас государственный язык русский. У нас и других народов очень много живет. Хотелось бы, чтобы на российских государственных телеканалах уважали то, что мы живем в России, говорим на русском языке и языках народов именно нашей страны. К сожалению, не очень нас пока в этом уважают. Очень много музыки звучит на чужих языках. Мы считаем, что нас это унижает. Да и потом — президент говорит, что надо воспитывать патриотизм, чувство любви к своей земле, к своей родине. На чужой культуре не шибко с этой задачей мы справимся.
То есть снова повышаем патриотизм?
Безусловно. Посмотрите на западные страны. Во многих государствах — таких как Испания, Франция, Германия, да и поближе — на Украине, в Молдавии — давно приняли законы, которые квотируют музыку.
Не в таком объеме, в каком вы предлагаете. Во Франции 40 процентов радиоэфира отдают под отечественную музыку.
Вы когда-нибудь слышали на их каналах хотя бы одну песню на русском языке? Никогда.
Ну, все-таки наши звезды не дотягивают до мирового уровня.
Нет, это политика определенная. Президент правильно говорит, что наше сознание хотят переформатировать. А один из способов — внедрять чужую культуру, чужой язык. Посмотрите популярное шоу "Голос" на Первом канале. За редким исключением там исполняются песни на иностранном языке. И если исполнитель споет на русском, ему, как правило, со стопроцентной гарантией дают толчок под зад: "Пошел парень отсюда!" Вот когда ты на французском языке пел — у тебя получалось, а перешел на русский — нет, не годится, пошел вон. Исходя из этого мы и разработали этот закон. Мы считаем, что 25 процентов импортной музыки, лучших образцов западной музыки, вполне достаточно. Все остальное должно звучать на русском языке и языках народов нашей страны.
Что вы называете лучшими образцами?
Есть неплохая популярная музыка 70-х и 80-х — итальянская, к примеру. Очень интересная в это время была французская музыка, и не только в эти, но и в последующие годы. Среди испанских исполнителей много интересных. Есть очень достойная, интеллигентная музыка, не пошлая, которую с удовольствием слушают все поколения россиян. У меня и дети ее с интересом слушают. Но мы любим и русскую музыку, потому что мы русские люди.
Вы не считаете, что спрос рождает предложение? Когда радиостанции разбавляют эфир отечественными хитами, их просто перестают слушать. Это видно по рейтингам.
Нам-то плевать на эти рейтинги. Людей надо воспитывать. Ситуация постепенно поправится, если мы будем вести правильную политику.
Выходит, что "воспитывать" равно "навязывать".
Разве внедрение своей культуры — это навязывание? Я считаю, что это не совсем правильно. Надо свою культуру внедрять, надо пропагандировать, надо воспитывать людей, если мы хотим ощущать свое национальное определение, чтобы мы понимали, кто мы такие, откуда мы появились и чего мы хотим для своих детей и внуков. Иначе мы просто будем Иванами не помнящими родства.
В пояснительной записке к вашему законопроекту говорится, что нужно ограничить число произведений, "не распространяющих культурные ценности народов, проживающих на территории Российской Федерации". Вы всерьез считаете, что российские исполнители распространяют какие-то культурные ценности?
Ну, конечно, нет. Сегодня пошлятины на нашей эстраде больше чем достаточно. Но это уже на совести тех, кто стоит у руля государственных каналов. Мы в свое время предлагали ввести на телевидении и радио общественные советы, которые хоть немножко бы эту ситуацию контролировали. Но нам не удалось. Думаю, что и этот вопрос мы со временем решим, будем бороться и эту пошлятину на каналах победим!
Не получится ли, что заполнять эфир будет нечем?
Я так не думаю. У нас множество интересных композиторов. Один Игорь Крутой чего стоит, к творчеству которого я с большим уважением отношусь. Очень много есть талантливых поэтов-песенников. Не думаю, что у нас будет дефицит музыкального материала для заполнения эфира.
Да и все-таки надо платить деньги из федерального и регионального бюджета нашим поэтам-песенникам, а не кормить чужих дядей. Мы и так уже чужих дядей кормим: машины чужие, самолеты чужие, рубашки чужие, часы чужие, телефоны чужие — все чужое.
То есть этот закон касается не только государственных СМИ?
Речь идет о каналах, которые получают деньги из федеральных и региональных бюджетов, вне зависимости от того, кому они принадлежат. Пользуешься этими деньгами — будь любезен выполнять политику государства, а не дядей из-за рубежа.
Рекламу с использованием иностранной музыки тоже надо ограничить?
Рекламу это не затрагивает. Это отдельный вопрос. Мы пока до такой глубины не дошли.
Вы внесли законопроект в тот момент, когда бывший глава ФГУП "Кремль" Владимир Киселев помогает "Госконцерту" купить крупнейший в России радиохолдинг "Русская медиагруппа" и создать на ее базе патриотический медиахолдинг. Это совпадение?
Я даже и не слышал об этом, честно говорю. Первый раз от вас слышу. Это никак не связано.
Вы сами-то какую музыку слушаете?
Поскольку я человек не совсем молодой, я предпочитаю советскую музыку, классику и эстраду. Но я люблю хорошую музыку, в том числе и зарубежную.
|