19 апреля 2006 года
Формула классика о том, что труд создал из обезьяны человека, засела в нашем сознании, как гвоздь. Но это не столько научная, сколько выгодная социальная теория. Непонятно, к примеру, отчего вдруг одной обезьяне потребовалось трудиться, а прочие не захотели. Если не считать креационистской теории о сотворении человека и космической версии о корнях homo sapiens (часто две гипотезы сливаются в одну), наука сегодня предлагает несколько альтернативных версий происхождения человека.
Последователям Фридриха Энгельса, который в памяти потомков остался автором высказанной задолго до него теории о том, что труд сделал обезьяну человеком, сложно примириться с неопровержимыми данными антропологии о том, что homo habilis (человек умелый, который 2,5 млн лет назад впервые взял орудие труда в руку) оказался тупиковой ветвью эволюции и просуществовал всего около 1 млн лет. Потом вымер бесследно.
Первые же гоминиды, которые названы австралопитеками, появились на свет божий 4-3 млн лет назад в Африке. Именно австралопитеки сумели встать на ноги и вышли из тропических лесов в саванну, где двуногость очень пригодилась для длительного бега за жертвой. 2 млн лет назад в Африке появился homo erectus, человек прямоходящий. 800 тысяч лет назад все в той же Африке возник еще один гоминид - homo antecessor, человек-предшественник. По распространенной гипотезе разные ветви гоминидов дали начало неандертальцам и людям современного типа, первые из которых назывались кроманьонцами и появились всего около 40 тысяч лет назад.
Именно двуногость, по многим теориям, привела к решительным морфологическим изменениям наших пращуров. Центр тяжести стал выше, тазобедренный сустав более узким - и человечьи младенцы стали рождаться с несросшимися полушариями. Это привело к тому, что они значительно дольше, чем все млекопитающие, оставались беззащитными, требовали длительного обхаживания и воспитания. Человек растет и развивается относительно общего срока своей жизни неизмеримо дольше, чем любое существо на планете. У приматов мозг младенца достигает 70% мозга взрослой особи, еще 30% набираются за несколько месяцев - у человека мозг ребенка составляет лишь 20% "взрослой величины", а процесс роста заканчивается в 23 года. В итоге самец оказался привязан к матери и чаду. У женщины для поддержания интереса к своей персоне появились разительные отличия в половом поведении от прочих млекопитающих, которые обнаруживают любвеобильность только ради продолжения рода. Наметились первые социальные связи - в семье, в первобытном обществе. Результат известен - человек стал царем природы. Все началось с того, что ему пришлось бегать, как марафонцу.
По этой причине антропологи в древних останках в первую очередь обращают внимание на тазобедренный сустав. Если он приспособлен для прямохождения - пиши, что предок человека. Как следствие прямохождения появились отличия в строении черепа, шеи, верхнего плечевого пояса, что позволило черепу развиваться более интенсивно и стать более работоспособным. Антрополог Дэниел Либерман из Гарварда выявил 26 анатомических отличий человека, которые дали ему возможность подолгу бегать. Некоторые из этих особенностей были у homo erectus, некоторые - у homo habilis, но никогда не встречались у предшественников на эволюционной лестнице.
Недавно антрополог Хенселл Стедман из Пенсильванского университета высказал новую парадоксальную, но убедительную теорию о происхождении человека. Стедман провел обширное исследование, сравнив человеческие геномы со всех концов света с геномами шимпанзе и гориллы. Ген MYH16 с информацией о белке челюстных мышц у человека поврежден, а у приматов находится в сохранности. Молекулярный анализ показал, что ген MYH16 деформировался 2,4 млн лет назад, когда началась победная эволюция человека.
Напрашивается логическая цепочка: мощные жевательные мышцы приматов стягивали череп вниз, как мы в мороз натягиваем ушанку, и не давали голове свободно дышать и развиваться. Если же по какой-то причине у приматов обнаруживался дефект гена MYH16 и челюсти становились слабыми, то это в итоге шло им на пользу: голова обрела возможность для бурного роста. Впрочем, оппоненты обратили внимание на то, что 1,8 млн лет назад объем мозга у гоминидов - уже не обезьян, но еще не совсем людей - был маленьким. Проще говоря, дефект гена челюстных мышц в течение 600 тысяч лет никак не влиял на размер черепа и мозга. А если это так, то неизвестно, что было причиной и что следствием - то ли мозг повлиял на строение челюстей, то ли жевательный аппарат привел наших пращуров к гениальности на животном фоне.
Извилины мозга важнее его объема
Вопреки распространенному мнению вовсе не размер мозга влияет на мощь интеллекта, а его структура, то бишь извилины. Исследования, проведенные над мозгом 400 различных позвоночных, выявили, что неокортекс (часть коры головного мозга, отвечающая за коммуникации с миром, мышление, другие сложные функции сознания) у людей развит рекордно. Следом за человеком идут высшие приматы, затем - лемуры.
По составу генома человек и мартышка - почти близнецы, совпадают на 95%. Немецкий антрополог Сванте Паабо доказал, что человека от обезьян отличает активность генов, ответственных за строительство мозга. У человека эти гены в 5 раз активнее. Но остается загадкой, когда и по какой причине наши мозговые гены активизировались.
Первые люди жили как шакалы
Антрополог Джеймс О'Коннел из университета Юты считает, что человек стал человеком благодаря тому, что питался падалью. По теории О'Коннела, ключевая роль в эволюции принадлежала не мужчине-охотнику, а женщине-собирательнице.
Многие из костей в древних раскопах сохранили не только следы каменных орудий, но и зубов хищников. Может быть, не было никакой охоты? И люди просто обгладывали то, что недоели львы? Столовые находятся на берегах рек, где хищники имеют обыкновение подстерегать добычу. Ученые сравнили древние отметины с зазубринами на костях, полученными опытным путем. Оказалось, что "узоры" и расположение костей подозрительно напоминают те, которые оставляют люди-падальщики из современного племени хадза в Восточной Африке. Не исключено, самый большой героизм, на который были способны древние люди, - это отогнать насытившихся хищников от жертвы.
Первобытные старики в 30 лет
Антропологи Рашель Каспари из Мичиганского университета и Санг-Хи Ли из Калифорнийского университета изучили ископаемые останки челюстей 800 представителей семейства гоминид - от живших 3 млн лет назад австралопитеков до неандертальцев и наших прямых предков кроманьонцев. В конце каменного века продолжительность человеческой жизни резко увеличилась, что стало важнейшей предпосылкой возникновения цивилизации. О возрасте ученые судили по степени износа зубов. 30 тысяч лет назад доля людей, доживавших до 30 лет, возросла в 5 раз. Первобытные старики могли участвовать в воспитании внуков. Демографический сдвиг улучшил передачу опыта от поколения к поколению, что привело к росту численности племен и ускорило процесс социальной организации.
Все мы родом из Африки
Генетически самым близким родственником наших предков являются современные жители Танзании и юга Африки. Генетические исследования помогли установить маршруты первого великого переселения: часть наших предков пошла через Ближний Восток на Европу и вытеснила неандертальцев, часть повернула в Юго-Восточную Азию и добралась до Австралии, заселение которой началось 60 тысяч лет назад.
Зачистка неандертальцев
Из всех представителей семейства гоминидов современный человек застал лишь неандертальца, который десятки тысяч лет властвовал в Европе. Неандертальцев мы натуральным образом "зачистили". Последний неандерталец найден на Пиренеях в возрасте 29 тысяч лет. Данные внушительны: рост - около 180 см, вес - под 100 кг. Но физическая мощь стала проклятием неандертальцев. Уступавшие в схватке один на один кроманьонцы должны были выкручиваться - взяли верх организацией и умом. Хлипкие мужчины оказались головастыми и в итоге более живучими.
Сергей Лесков
|