10 июня 2014 года
По мере увеличения количества известных планет, находящихся за пределами Солнечной системы, учёные продолжают подбирать всё новые варианты классификации небесных тел с тем, чтобы выделить закономерности и особенности. Так, в ходе изучения 400 звёзд и 600 экзопланет на основании данных, полученных охотником за планетами телескопом Kepler, исследователи из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра выяснили, что на ряду с традиционными двумя типами планет — каменистыми планетами и газовыми гигантами, не менее широко распространены и так называемые газовые карлики: небесные тела с твёрдым ядром и плотной гелиево-водородной атмосферой.
В процессе обобщения данных о шести сотнях кандидатов в экзопланеты, учёные пошли по пути классификации звёзд, исходя из их металличности, то есть содержания элементов, более тяжёлых, чем водород и гелий. Это было сделано для переноса результатов на планеты, которые наряду с родными звёздами формируются из одного протопланетного диска.
По результатам анализа выяснилось, что разделить дальние миры можно на три чёткие группы: до 1,7 масс Земли, от 1,7 до 3,9 масс Земли, и свыше 3,9 земных масс. К первой группе относятся исключительно каменистые небесные тела, к третьей – газовые гиганты, а к промежуточной — как раз таки газовые карлики, которые имеют твёрдое ядро, и в ранние периоды формирования планетной системы успели за счёт притяжения "отхватить" себе побольше вещества. Аналогичная ситуация и со звёздами: светила с низкой металличностью наподобие Солнца обладают одной или несколькими небольшими планетами земного типа. Звезды, которые являются родительскими для газовых карликов, более богаты металлами. Самой высокой металличностью характеризуются звезды, которые являются родительскими для газовых гигантов. Металлов в таких звездах на 50 % больше, чем в Солнце.
Трудно переоценить результаты данного исследования. Ведь теперь для скорейшего обнаружения далёких планет-близнецов Земли необходимо уделять более пристальное внимание звездам с идентичной нашему Солнцу металличностью. А измерить содержание более тяжелых, чем водород и гелий, элементов далёкой звезды куда проще (если это слово в данном случае применимо), чем, пользуясь транзитным методом, измерять массу и плотность далёких планет, ожидая короткого мига прохождения небесного тела между родной звездой и наблюдателем.
Иван Терехов
|