18 января 2011 года
Наблюдение за затмением и транзитом раскалённой экстрасолнечной планеты при помощи крупного наземного телескопа позволило определить её температуру и заодно узнать о ней ряд других вещей, в частности, уточнить орбитальные параметры.
Команда астрономов из Великобритании и Испании сумела получить кучу новых сведений о планете WASP-33b. Главное — жара на её поверхности доходит примерно до 3200 °C.
WASP-33b была открыта в 2010 году. Весит она как четыре Юпитера. Её период обращения составляет 1,22 дня. Такая близость к светилу с учётом высокой температуры последнего уже автоматически означала, что перед нами — одна из самых горячих экзопланет. Детали, однако, оставались неясны.
Теперь, использовав телескоп WHT на острове Пальма, учёные определили, что яркостная температура WASP-33b на длине волны в 0,9 микрометра равна 3466 кельвинам. (Подробности — в статье, которая выйдет в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.)
Яркостные показатели можно лишь грубо принять за температуру поверхности, поскольку для правильного вычисления соотношения между двумя параметрами необходимо знать свойства атмосферы планеты. Но в любом случае речь идёт рекорде измерений такого рода — жарче WASP-33b миров ещё не находили.
Среди прежних самых горячих планет стоит вспомнить HAT-P-7b с аномальной орбитой и расчётной (но пока не измеренной) температурой дневной стороны в 2730 К, кипящую COROT-7b с каменными снегопадами и температурой поверхности в 2600 К, поедаемую своим солнцем WASP-12b с соответствующим параметром более 2500 К и, наконец, гигант HD 149026b, измеренная яркостная температура которого равна 2300 К.
Авторы исследования отмечают, что яркостная температура WASP-33b оказалась заметно выше расчётной равновесной при условии равномерного излучения тепла в космос (2711 К). Она даже выше температуры, которую планета имела бы, сбрасывай она тепло только дневной стороной (3224 К). Это говорит о том, что транспорт тепла с дневной стороны на ночную у этой планеты очень слаб. Кроме того, за часть потока излучения от планеты может отвечать неравновесная молекулярная эмиссия, — предполагают астрономы.
|