28 апреля 2006 года
Время от времени, обычно раз в десять лет, журнал Time готовит номер, посвященный предсказуемому будущему. Отборные эксперты составляют предсказания во всех областях жизни — от следующих выборов до моды, которая покорит наших правнуков. Как всегда, такие пророчества больше говорят не столько о будущем, сколько о наших сегодняшних страхах и надеждах. Помнится, в конце XIX века в одном русском утопическом романе обсуждались наряды кухарок и гувернанток XXIII века. Впрочем, именно это и делает футурологию интересной: она — тоже слепок своего времени.
Учитывая все эти предупреждения, мы сегодня познакомимся с недавним выпуском журнала Time, который вышел под шапкой: What’s next! То есть, что американцев (и не только американцев), ждет в будущем. Вопросы в соответствии с рубриками журнала — самые разнообразные: политические, экономические, культурные и прочие.
В политической части обсуждается Хиллари Клинтон как возможный кандидат в президенты Америки. Она лидирует в списке кандидатов от демократической партии на пост президента, выборы которого пройдут в 2008 году. Хиллари — сенатор штата Нью-Йорк и готовится к переизбранию на эту должность. А в связи с грядущим переизбранием проявляет некоторую политическую активность. Предотвращая атаки ненавистников, которых в стране много, она подружилась с теми республиканцами, которые произносили ее имя почти как ругательство. Она выступила как яростный сторонник антитеррористической программы, она за увеличение расходов на действия в Ираке, она собрала 40 миллионов для своего осеннего переизбрания и соберет вдвое и втрое больше в последующие за этим 18 месяцев, предшествующим выборам президента.
И это при том, что довольно долго Хиллари держалась в тени. Ее тактика последнего года была осторожной. Вероятно, потому, что Хиллари многие, мягко говоря, не любят. И скорее всего большинство не верит в возможность ее избрания в президенты, просто потому, что она по разным причинам фигура раздражающая. Потому журнальный вывод неоднозначен: шансов столько же, сколько и никаких. Второе подкрепляется тем, что у Хиллари слишком серьезный конкурент от Республиканской партии Джон Маккейн, чья популярность много выше. При этом большинство нью-йоркских избирателей считают, что она могла бы стать не только прекрасным сенатором, но и президентом. Об этом свидетельствуют результаты опроса общественного мнения, проведенного в штате Нью-Йорк.
Но Америка — это не только и даже не столько Нью-Йорк. Например, что касается женщин-избирателей, то большинство из них также поддерживают госпожу Клинтон. Но есть ведь и представители другого пола, который, кстати, принято называть "сильным". Time will tell — "Поживем — увидим".
Цифровой кинематограф знаменует собой начало нового века кино. Джона Лукаса, автора "Звездных войн", вышедших в 1977 году, спросили, что он думает об обычном способе съемки фильма. Он сказал журналисту: "Вы до сих пор пользуетесь печатной машинкой? Вы идете в библиотеку, чтобы найти нужную информацию? Успех вашего бизнеса — в достижениях технологии. Почему вы думаете, что в кино дела обстоят иначе?" С другой стороны, в цифровом будущем (да уже, впрочем, и в настоящем) форма целиком определяет содержание. Все становится делом техники. Не надо лезть под воду, чтобы снимать "Титаник", все происходит в виртуальном пространстве.
Кино всегда развивалось вместе с техникой. От немого — к звуковому, от черно-белого — к цветному, потом — широкоформатное, панорамное и т. д. Без этого не обходились ни Эйзенштейн, ни Чаплин. Другое дело, что от режиссера потребуются знания технических новшеств и умение ими пользоваться. Интересно бы вообразить зрителя будущего. Чем он будет пользоваться для просмотра — компьютером или мобильным телефоном? Не окажется ли он в один прекрасный день в том пространстве, которое видит? В зазеркалье? Статья, навевающая грустные мысли тем, кому будущее уже не очень интересно, поскольку ограничено внятным биологическим горизонтом, и — навевающая жизнерадостные мысли людям молодым и энергичным, все же не предрекает исчезновение кинотеатров, а значит и ритуал похода в кино. Добрые старые времена будут всегда тем притягательнее, чем с большей скоростью мы от них удаляемся. Тем более, что в киберпространстве накопилось столько ненависти, злобы и порнографии, что оно должно неизбежно подхватить какой-нибудь СПИД. Или птичий грипп.
В этом выпуске Time присутствует тема птичьего гриппа. "Летят перелетные птицы", и в течение следующих нескольких месяцев они долетят до берегов Америки. Если объединить СПИД и птичий грипп, то получится пророческая песня: "Не нужен нам берег турецкий и Африка нам не нужна". Америка — на страже своих кур. Америка не допустит эпидемии. В качестве примера показана образцовая ферма и хозяин, который ежедневно встает в 5.30 утра и инспектирует птичек, — это первая из четырех ежедневных инспекций. Он дезинфицирует свою обувь, он моет свою машину, если посещает других фермеров, до и после, а все остальное время он советуется с ветеринарами, используя электронную почту. В Америке уже бывали случаи птичьей инфекции. Это был другой грипп, но тоже птичий, и начавшись в Вирдгинии, распространился на 200 ферм.
Решение проблемы, как следует из статьи в журнале Time, — в мгновенном обнаружении и изоляции носителей вируса. Статья звучит недвусмысленно победно.
Если XX век архитектуры был "коробкообразным", то XXI будет явно волнистым. Эта тенденция обнаружилась в последние годы, особенно после появления образца современной архитектуры, уже ставшего иконой, музея Гуггенхайма в Бильбао американского архитектора Фрэнка Гери, первого деконструктивиста, покончившего с традициями модерна.
Прямоугольник из стали и стекла уступает параболической кривой. И здесь, как и в случае кино, включается виртуальное пространство? Сочетание архитектурной мысли с возможностями компьютерного дизайна создает невероятные конструкции. В качестве примера — сооружение в Севилье, которое называется "Зонтики". На самом деле, это скорее "грибы". Шесть огромных грибов, соединенных между собой на высоте шляпок, выросли в Севилье, на месте бывшего рынка. Эти грибы выращивал немецкий архитектор Майер. Фантастические конструкции, которые, как говорит сам Майер, приходят из областей не столько архитектурных, сколько из природы — грибы, деревья, облака, — входят в моду, и становятся реальностью.
|